Братская могила погибших сотрудников Ижорского завода

Категория: Братские и воинские захоронения.

Месторасположение: г. Колпино, Финляндская улица, д. 13, лит. ВМ. На территории ПАО «Ижорские заводы».

Мемориал открыт 8 мая 1969 г. Автор проекта старший архитектор З. С. Моисеева. Скульптор Л. Г. Могилевский. Резчики по камню: Р. И. Геллерштейн, А. И. Иванов и Ю. К. Паршов.

Памятник представляет собой горизонтальную стелу, в левой части которой барельеф — фигура коленопреклоненного мужчины и надпись: «Вам, ижорцы и воины Советской Армии, ценою своей жизни остановившим врага у стен родного завода. Вам, кто не дрогнул, не покинул цехов и, не дожив до Победы, погиб у станков от обстрелов и голода». На площадке перед стелой — «вечный огонь», оформленный сегментами разорванного круга из нержавеющей стали.

История возникновения захоронения такова. В декабре 1941 г. на Ижорский завод прибыл командующий Ленинградским фронтом И. И. Федюнинский. Он просил помочь в утилизации трупов солдат, так как у армии не было ни сил, ни времени хоронить убитых. По распоряжению главного инженера завода А. Ф. Аверина для сжигания трупов были приспособлены печи ряда цехов и проведена пробная кремация. 27 февраля 1942 г. Ленгорисполком разрешил Исполкому Колпинского райсовета и дирекции Ижорского завода производить кремацию трупов в термических печах завода.

Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (февраль-май 1942 г.); всего были кремированы останки 5534 человек. Это были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах, умершие от ран в местных госпиталях, рабочие завода и жители Колпина, погибшие от обстрелов и голода.

Кремация смогла предотвратить вспышки эпидемий в Колпине. Это вынужденная мера пришлась на время самой тяжелой блокадной зимы и после кровопролитных боев на рубежах Слуцко-Колпинского участка Ленинградского фронта.

Прах кремированных хранился на Ижорском заводе в больших металлических емкостях и в 1945 г. был предан земле на окраине тогдашней заводской территории. Первый обелиск на могиле был установлен в 1946 г., который в 1969 г. Заменен на современный.