Воинская память колпинского края

«Город жив! Колпино в годы войны»

В 3-х км от Колпино в 1941 – 1944 г. проходил передний край обороны Ленинграда, здесь сражались бойцы легендарного Ижорского батальона. Он был сформирован из рабочих Ижорского завода в конце августа 1941 г., включал в себя пулеметно-артиллерийский батальон и рабочий отряд. К 8 сентября численность Ижорского батальона достигла 1300 человек, не считая истребительных батальонов, которые находились на фронте. В сентябре немецко-фашистские части пытались с боем прорваться со стороны Ям-Ижоры и Красного Бора через Колпино к Ленинграду. Почти двое суток длился жестокий бой, временами переходивший в рукопашные охватки. Планы гитлеровского командования были сорваны, линия фронта стабилизировалась примерно в 4-7 км от города. Ижорский батальон участвовал во всех операциях на Колпинском участке фронта, отличился в боях у Ям-Ижоры летом 42-ого и Красного Бора весной 43-его. В январе 1944 г. Ижорский батальон вместе с другими частями перешел в наступление и участвовал в боях по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Напротив, Ижорского завода находится здание, в котором располагалась городская больница.

Раньше на том месте, где сейчас вы видите доску почета, находился еще один корпус больницы, который в войну был полностью разрушен прямым попаданием авиабомбы. Об этом можно догадаться и по плоской глухой стене больничного здания, обращенной к заводу.

Следующее здание по этой же стороне проспекта Ленина в блокаду было школой.

Занятия тут велись по программе предыдущего года обучения, т. е. дети просто повторяли пройденное. В школе для всех работников и учеников открыли столовую с трехразовым питанием взамен продуктовых карточек. Обычно кормили горячим супом из хряпы и дрожжей, иногда давали шпротную массу или кашу из чечевицы.  Но обед надо было принести в школу с фабрики-кухни, а она располагалась на другом берегу Ижоры, и попасть туда можно было только через “перешеек Смерти”. Немцы, как только замечали какое-нибудь движение по плотине, сейчас же начинали обстрел. Блокадные учителя, которые носили ребятам суп и ученики, которые им помогали, вспоминают, что много раз попадали под обстрел на плотине, но ни разу ни капли драгоценного супа не было пролито. Бульвар Свободы – городская магистраль, проложенная по верху главной заводской плотины. Это был единственный мост, связывавший берега реки Ижоры, с оживленным движением. Враг не жалел снарядов и мин, пытаясь вывести плотину из строя, разрушить водоводы. Колпинцы прозвали этот участок “перешейком смерти”. К концу октября 1941 года почти все население города перебралось жить в землянки и бомбоубежища. В Колпине оборудовали 12 больших и 40 относительно небольших убежищ; за каждым был закреплен врач.

Постоянные обстрелы приводили к многочисленным пожарам. Большинство городских зданий было деревянными, поэтому наибольшую опасность представляли зажигательные снаряды. Обычно фашисты начинали обстрел с них, чтобы вспышки пожаров помогали им корректировать стрельбу. Пожарная служба Колпина была разбита на мобильные группы, которые по первому сигналу выезжали на место возгорания. С наступлением зимы из-за замерзшего водопровода огнеборцы стали использовать для тушения снег.

 

В конце проспекта Ленина, при въезде в город со стороны Московского шоссе находится еще одна колпинская военная достопримечательность – еще один железобетонный дот, сохранившийся до наших дней. Люди, впервые приезжающие в Колпино автотранспортом, увидев этот дот, сразу догадываются, что город знаменит своей военной историей.

А если пройти по улице с символическим названием ул. Танкистов, то в самом ее конце, на перекрестке с Пролетарской улицей находится самый новый военный памятник в нашем городе – такой бронеколпак, которые выпускал Ижорский завод в годы войны. Он более полувека пролежал в Мгинских болотах и недавно был поднят поисковиками отряда “Звезда”. Подобные бронеколпаки ставились на основу из четырех бревен, и поэтому их можно было использовать на болотистых местах. Внутри колпака находился пулеметчик, который вел огонь по врагу. В случае атаки такой колпак можно было прицепить к танку, видите этот крюк? Поэтому бронеколпаки называли еще бронеползунками. На расположенном рядом ледниковом валуне табличка с надписью: “Низкий поклон всем создателям брони на Ижорских заводах”. Использование созданной ижорцами технологии изготовления сверхпрочной брони “ИЗ” позволило сократить сроки разработки легендарного танка Т-34.

Пройдем по Пролетарской улице до перекрестка и свернем на ул. Веры Слуцкой. Здесь, напротив колпинского рынка, находился монумент над братской могилой, где похоронено много колпинцев, погибших во время блокады. На Колпинском кладбище во время войны не хоронили, оно было частично заминировано, так как находилось очень близко от линии фронта. Поэтому погибших родственников колпинцы на саночках отвозили на Балканское кладбище на окраине города или на несколько стихийно возникших в городской черте кладбищ, таких, как эта, братская могила на территории Ижорского завода у цеха № 2, сквер в начале ул. Коммуны.

На пересечении ул. Веры Слуцкой и бульвара Трудящихся (сейчас этот перекресток называется “У вертолета”, хотя никакого вертолета тут нет уже лет пять-семь), до войны располагалась колпинская радиостанция РВ-53. Она была особо важным объектом для фашистской авиации, и ее разбомбили в первые же дни.

В самом конце ул. Веры Слуцкой, там, где начинаются поля совхоза им. Тельмана, на последнем доме улицы укреплена мемориальная доска, рассказывающая, что на этом месте находился еще один дот, построенный ижорцами для защиты родного города.

Кто бывал в Колпино, стоял у памятника «Ижорский таран», поставленного в честь подвига ополченцев, наверняка запомнил на нем простую надпись: «Передний край обороны Ленинграда. 1941—1944 годы».

По указу президента Колпино теперь – город воинской славы. Это, пожалуй, единственный пример в истории Великой Отечественной войны, когда гражданское население отбило первые самые отчаянные атаки у уже закаленных в боях и хорошо вооруженных немецких солдат.

Председатель совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Колпинского района Санкт-Петербурга Николай Черниенко вспоминает: “Колпино в течении 30 дней с 29 августа и по 30 сентября сдерживало натиск фашистов только силами рабочих Ижорского завода и колпинцев. Погибло очень много колпинцев. Вечная Слава всем погибшим в этой войне!»

Разрушения в городе были столь катастрофическими, что некоторые архитекторы предлагали строить завод и город на новом месте. Но постепенно все восстановили, и вы видете замечательный город.