Экспозиция знакомит нас с географическим понятием Ижорская земля , с историей её заселения народами. Повествует о том, что эта земля- полиэтничный регион с пестрой этнической картиной еще с древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники погребальной культуры води, ижоры и древних славян. На представленных стендах можно познакомиться с топонимами проследить путь «Из варяг в арабы», «Из варяг в греки». В витринах представлены изделия, похожие на те, которые изготавливались в старину. Из глины лепили животных, потом фигурки обжигали в печи, получались симпатичные изображения кошечек, собачек, птичек. Из дерева делали предметы быта: плошки, ложки, блюда, чаши и чарки. Так же много изделий изготавливалось из бересты – короба, кузова, туески, детские погремушки, украшения.
Существует легенда, которая рассказывает о том, что в Старой Ладоге жил Ярослав Мудрый, который решил жениться на шведской принцессе Ингигерд или Ингрии. Сватаясь Ярослав Мудрый сказал: «Если ты выйдешь за меня замуж, то я подарю тебе земли», – и на карте князь обозначил границы: левый берег реки Невы, берег финского залива, река Луга далее река Лава, которая впадает в Ладожское озеро. Ингигерд стала женой Ярослава Мудрого, земли стали называться земли Ингрии, народы Ингры или Ижоры в современном звучании. Ижорская земля сформировалась и существует как полиэтничный регион: она отличалась пестрой этнической картиной еще в древности, что подтверждают многочисленные археологические памятники погребальной культуры води, ижоры и древних славян. Здесь на протяжении всей истории заселения и освоения исследуемой территории происходили сложные этнические процессы, миграции народов и этнические смены, которые влияли на хозяйственное развитие региона и культуру проживающих там этнических общностей. Все народы изучаемой территории, проживая на одной земле, совместно осваивали ландшафты, оказывали влияние на экономическое и политическое развитие государства.
В узком смысле ижорская земля между Ладогой и Балтикой, а также вдоль течения Ижоры и Луги. В широком смысле – вся территория контроля Ордена Нёво (Варягов) в период его расцвета. Хотя говорить о территории в ранее средневековье можно лишь условно.
С давних пор селились в этих местах люди. Они отличались друг от друга обычаями, одеждой, верованиями, поэтому у каждой группы людей было своё название.
В древние времена одна река получила имя Ижора, по названию племени охотников и рыболовов, а вторая Славянка, по имени племени Славян, появившихся в этих местах позднее
20-40 тыс лет назад на землях нашего края был ледник. Потом он растаял. Н его месте образовалось большое море. Затем море отступало, появилась суша.
4,5-5 тыс лет назад сформировались контуры современного рельефа. Болота, маленькие озера- это остатки бывшего моря. Первобытные люди продвигались на эти земли вслед за отступавшим ледником и заселили обширные территории вдоль Финского залива, по берегам рек и озер. Нелегко приходилось им. В суровых условиях они учились разжигать огонь, строить жильё, обрабатывать камень, охотиться на зверей, ловить рыбу. Прошла столетия, прежде, чем они научились из ствола дерева выдалбливать лодку, из бревен строить жилища…
Собственно поселения первобытного человека на территории области появились в 3-2 тысячелетии до нашей эры. В слое торфа на трассе Свирского канала была найдена кормовая часть уникальной лодки, выдолбленной из ствола дуба.
В 3 тысячелетии до нэ, в период неолита, нового каменного века из Приуралья и Волго- Камского региона на территорию края продвинулись народы так называемой Уральской семьи (волжско-финские племена)
Во 2 тысячелелетии до н.э.- с юго-запада пришли балто- финские племена.
В 5-8 в нашей эры происходит освоение земель вокруг Ладоги из средней Финляндии (карелы)
Славяне появляются в регионе, продвигаясь водными путями с побережья Балтийского моря, располагав свои поселения на важнейших участках водного пути.Некоторые летописи упоминают именно низовья Волхова, как место первоначального расселения славян. Ни летописи, ни предания народов не сохранили никаких свидетельств о крупных столкновениях между славянами и угро- финскими племенами.
Исключительное значение в развитие региона имело открытие водных путей, обеспечивающих связь северной и Восточной Европы, Европы и Ближнего Востока. В середине 8 века вблизи труднопроходимых порогов реки . Археологи относят первые из обнаруженных построек к 753г.(Земляное городище)
«Из варяг в арабы» Купцы из Поволжья, доставляющие в страны Северной Европы восточные товары. В обратном направлении скандинавы- варяги возили в Поволжье товары и рабов из северной Европы.
«Из варяг в греки» путь замыкал круг водной транспортной артерии вокруг Европы, соединяя Балтийское и Черное моря, Западную Европу и Византию.
Если Ижора жили хуторами по 10 домов, то славяне – жили городами. Город строили на высоком берегу реки. Реки в те далёкие времена (IX-X вв ) были главными дорогами. По ним привозили товары, прогуливались, в случае если нападал враг, по рекам убегали от беды. Строили город всем миром. Из окружающего леса возводили мощную стену, которой ограждали пространство. В стене помещали 2-х ярусные башни с бойницами и городские ворота, которые день и ночь охраняла стража. Внутри огороженного пространства строили избы, терема и церкви с высокими шатровыми колокольнями. Так, формировался кремль или «детинец». Рядом размещались ремесленники и купцы. Это пространство так же было огорожено. Улицы древнерусских городов были узкими, извилистыми, вели к церквям и торговым площадям, торжищам. Чем можно было торговать в древнем городе? Ведь человека окружали камни, земля, глина, лес и прекрасная чистая вода.
Человек пользовался природными материалами, в витрине представлены изделия, похожие на те, которые изготавливались в старину. Из глины лепили животных, потом фигурки обжигали в печи, получались симпатичные изображения кошечек, собачек, птичек. Многие из них становились свистульками.
Из дерева делали предметы быта: плошки, ложки, блюда, чаши и чарки.
Так же много изделий изготавливалось из бересты – короба, кузова, туяски, детские погремушки, украшения. Береста – часть коры берёзы. Она гибкая, её можно было обвить вокруг ноги и сплести лапти. Все это вы можете увидеть в экспозиции музея.
Вспомогательный материал по теме:
- Справочно-информационное издание для детей и подростков «Коренные народы Ленинградской области» , Ольга Игоревна Конькова – руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, учёный-этнограф, один из авторов сборника , изданного Центром коренных народов Ленинградской области при содействии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук.
- Демонстрационный материал-карта народов Ленинградской области, авт. О.И.Конькова,Л.С.Лаврентьева, Л.А.Сакса
- Костюмы народов Северо-запада Руси
- Ингерманладские финны