Первая железная дорога общего пользования в нашей стране начала строиться 1 мая 1836 года под руководством чешского инженера Ф.А.Герстнера, который предложил «на первый раз построить линию от Санкт-Петербурга до Царского Села, Павловска и Колпина». Торжественное открытие железной дороги, связавшей Петербург с Павловском, состоялось 30 октября 1837 года.
Инженер Н.И.Лапин писал: «Построение железных дорог составляет для России потребность более важную, нежели для какого-либо другого государства, по обширности её пространств, по разнообразию мест их нахождения на огромных между собой расстояниях». 13 января 1842 года состоялось специальное заседание Комитета министров с участием ряда «высокопоставленных особ», на котором обсуждался вопрос о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Большинство присутствовавших чиновников было настроено отрицательно. Однако сам Николай I, в отличие от многих его министров, был «убеждён в необходимости и пользе сооружения железной дороги между столицами», хотя и считал «ненужным пролагать теперь железные дороги в других местностях России». Мнение царя решило исход дискуссии: 1 февраля 1842 года был издан Высочайший указ Николая I, повелевавший начать сооружение железной дороги между столицами.
Техническое руководство строительством железной дороги Петербург -Москва было поручено петербургским инженерам П.П.Мельникову и Н.О.Крафту. Проектированием и строительством многочисленных мостов на этой дороге руководили инженеры Д.И.Журавский, С.Ф.Крутиков и другие. 27 мая 1843 года были начаты земляные работы по сооружению железной дороги. Дорогу строили вручную десятки крепостных крестьян и наёмных рабочих. Главная масса их была сосредоточена на земляных работах. По данным Полицейского управления дороги, в 1845 году на строительстве работали 50 719 человек, а в 1846 году количество рабочих возросло до 63 000 человек. Помните стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»? Перечитайте его. Так строилась дорога.
Ходили слухи, что после завершения строительства железной дороги первыми пассажирами на ней были арестанты. Свободные граждане поначалу боялись ездить, искренне считая, что колёса крутит нечистая сила, а везёт состав сам дьявол. Решено было испытать дорогу и мосты, перебросив из Санкт-Петербурга в Москву несколько составов войск. Только после этого -18 августа 1851 года в 4 часа утра – из Петербурга в Москву отправился царский поезд. Он состоял из девяти вагонов, богато отделанных внутри. По всей дороге, в ожидании поезда царя, было запрещено движение не только служебных поездов по развозке материалов, но и дрезин. Для охраны поезда вдоль дороги расставили несколько десятков тысяч солдат. Несмотря на то, что Николай I большие мосты из-за боязни переходил вслед за поездом пешком, царский поезд прибыл в Москву в тот же день, через 19 часов.
Для общего же пользования «Петербуржско-Московская» железная дорога была открыта 1 ноября 1851 года. На ней было сооружено 34 станции, в том числе 9 станций 1-го и 2-го классов. Конечные станции в Москве и Петербурге были скомпонованы по тупиковой схеме. Остальные станции 1-го и 2-го классов были сделаны «островного» типа: пассажирские здания располагались на «островке» между главными путями. Для удобства пассажиров над платформами этих станций сделали навесы на чугунных колоннах. Станционные здания 1-го и 2-го классов строились по «образцовым», то есть типовым, проектам, разработанным архитектором Р.А.Железявичем. Инженер А.И. Штукенберг, один из участников строительства железной дороги, в своих мемуарах отмечал, что «пассажирские здания первого и второго классов построены очень солидно -всё камень, кирпич и чугун; потолки при ширине помещений внутри в шесть сажен покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен». На 24-й версте от Санкт-Петербурга в Царскосельском уезде расположена станция Колпино. В 1847 году (9 мая по старому стилю), как только открылипервый участок на перегоне Санкт-Петербург – Колпино, в селе построили вокзал или, как раньше говорили, пассажирский дом. Первоначально станция называлась Колпинская. Это можно увидеть из первого расписания поездов.
Главнейшим получателем и отправителем станции являлся Ижорский судостроительный завод у реки Ижоры, принадлежащий Морскому Ведомству.
При сдаче дороги пассажирское здание было маленьких размеров, не было отдельных залов для разных классов. В 1892 году был сделан капитальный ремонт пассажирского здания на станции Колпинская со стороны Московского пути. Перестроенный вокзал стал удобнее и больше, он сильно отличался от старого. Новое здание было принято за тип для подобных же работ, предстоящих в будущем при перестройке пассажирских зданий на станциях 3-го и 4-го классов. Особенно нарядно и красиво выглядела станция во время посещений Николаем II нашего города. Об одном из таких осмотров сообщал журнал «Нива» в 1901 году:«… Государь Император проезжал через всё Колпино. Пройдя через роскошно убранную тропической зеленью станцию, изволил сесть в коляску и объехать обширный район сапёрного лагеря…».
С того момента, как построили пассажирский дом, территория вдоль дороги, связывающей станцию с заводами, стала интенсивно застраиваться, а в Колпине появились целые улицы, где проживали рабочие железной дороги