Архивы автора: Марина

800-летию Александра Невского посвящается СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ — 800 ЛЕТ НА СТРАЖЕ РОССИИ Материалы XII Международных Александро-Невских чтений

XII_А-Н Чтения 2021 сборник

РАЙОННАЯ МЕЖМУЗЕЙНАЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. В ГЛУБИНУ ВЕКОВ»

Именно на берегах Ижоры совершал свои ратные подвиги Александр Невский. В учреждении допол-
нительного образования Дворце творчества детей и молодёжи совместно с сетевыми и социальными
партнерами реализуется историко-краеведческая программа для школьников. Программа нацелена на
создание условий для формирования основ гражданской и национальной идентичности и воспитания чув-
ства патриотизма через изучение и отражение исторического и культурного наследия Ижорских земель
и Северо-Западного региона в культуротворческой деятельности
Ключевые слова: Историческое и культурное наследие, культуротворческая деятельность школь-
ников, районная межмузейная программа, сетевое взаимодействие школ района, солидарное социальное
взаимодействие, направленное на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше разви-
вается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик
тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу.
Программа «Александр Невский. В глубину веков» реализуется музеем «Истории Ижорской земли
и города Колпино». В основе программы лежит знакомство с событиями эпохи Александра Невского, с
культурой допетровской России. «Исторической практикой доказано, что взаимодействие музея с системой
образования наиболее полно отражает тенденцию сохранения культурно-исторического опыта, ибо обра-
зование является частью культуры, а музей — институцией, способствующей формированию личности,
которая, усвоив этот опыт, способна интегрировать его в контекст собственной жизни и жизни общества.
Педагогическая деятельность музея опирается на познание, преобразование действительности и ее цен-
179
ностное осмысление. В пространстве музея исторически сформировались три взаимосвязанных педаго-
гических составляющих этой деятельности — развитие, воспитание и обучение. Музей является средой
творческого развития, на основе которого формируется эстетический опыт и художественная картина мира.
Включая в себя предметные знания по краеведению, программа была составлена не столько на их
полное усвоение, сколько на их осмысление и личностную причастность к истории своего края и своей
страны. Поэтому, дополняя и расширяя знания по истории Невского края, проект ставил, в первую оче-
редь, не предметные, а личностные цели и задачи. Программа даёт возможность повысить духовно-нрав-
ственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний
отечественной истории и культуры. Создает условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, национальной самоидентификации, творческой самореализации ребенка, его интегра-
ции в систему отечественной культуры, истории родного края. Содержание программы продиктовано не-
обходимостью сформировать у детей интерес к изучению истории своей семьи, родного города и края,
понимание их взаимосвязи, культурным и национальным особенностям. Важно пробудить у детей чувство
гордости и сопричастности к истории и культуре своей малой родины и России в целом.
Цель историко-краеведческой экскурсионной программы «А. Невский. В глубину веков» — созда-
ние условий для формирования основ гражданской и национальной идентичности и воспитания чувства
патриотизма через изучение и отражение исторического и культурного наследия Ижорских земель и Севе-
ро-Западного региона в культуротворческой деятельности.
Задачи историко-краеведческой экскурсионной программы
• познакомить с историей Невского края, с традициями и культурой народов его населявших;
• сформировать представления о традиционных ценностях и нравственных ориентирах русского народа;
• развить историческое сознание и национальную самоидентификацию через изучение истории род-
ного края;
• развить ключевые компетентности участников программы: ценностно-смысловые, учебно-познава-
тельные, мотивационные, информационно-культурные, социально-трудовые, коммуникативные, личност-
ное самосовершенствование;
• формировать духовно-нравственные качества воспитанников на примере защитников Ижорской
земли;
• создать мотивацию к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти, активной граж-
данской позиции;
• создать информальной, нравственно-эстетической, творческой среды и условий для культуротвор-
ческой деятельности и общения участников проекта;
• формировать культуру общения и взаимодействия в коллективе, общую культуру воспитанников (в
ходе мастер-классов, традиционных игр и праздников);
• включить воспитанников группы риска в коллективную творческую деятельность через интерак-
тивные и игровые формы работы;
• обеспечить взаимодействия со школами района по направлению туризма, краеведения, художе-
ственного образования детей и подростков;
• способствовать воспитанию культуры взаимоотношений в семье через вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс, организацию и проведение совместных экскурсий (образовательные пу-
тешествия выходного дня).
Участники историко-краеведческой экскурсионной программы
Организаторы: Музей «История Ижорской земли и города Колпино» ДТДиМ
Сетевые партнеры (соавторы программы): музей «Страницы Истории Ижорской земли» школы
№ 621, музей «Сыны Отечества» школы № 400 им. Александра Невского, музей «История поселка Метал-
лострой» школы № 451 активы школьных музеев,
Социальные партнеры: музей-диорама «Невская битва 1240», музей «Князь Александр Невский»
(Рыбацкое), КДЦ «Воронега», НП «Серебряное кольцо», «Александро-Невское братство», Клуб кавалеров
ордена Александра Невског
Участники:
– педагоги;
– родители;
– широкая общественность;
– команды активов школьных музеев;
– школьники района 6–7 классов.
180
Срок реализации:
Программа реализуется в течении учебного года.
Мероприятия программы приурочены к памятным датам, связанным с именем Александра Невского
Содержание
историко-краеведческой экскурсионной программы
Подготовительный этап
К подготовительному этапу относится создание условий для реализации проекта: условий для твор-
чества, исследовательской и игровой деятельности, что одновременно является и целью программы.
1. Подготовительный этап
Говоря о теме программы — «В глубину веков» — мы обращаемся к музею ГБУДО ДТДиМ «Истории
Ижорской земли и города Колпино», на базе которого с помощью тематических стендов можно познако-
миться с историей Ижорской земли и событиями эпохи Александра Невского, создать условия для «по-
гружения» в атмосферу традиционного быта наших предков через археологические и этнографические
предметы экспозиции.
Для реализации образовательной деятельности музея и работы по программе были созданы обра-
зовательные программы «Колпинская слободка», «Колпинская мозаика», «Занимательное краеведение»,
«Юный экскурсовод», «Юный исследователь», которые привлекли не только новых воспитанников в му-
зей, но и взрослых, интересующихся краеведением.
Еще одним предпроектным мероприятием явилась туристско — краеведческая экспедиция «Сморо-
динка — 2015» (Новгородская обл.), в процессе которой воспитанниками объединения «Туристов-краеве-
дов» были найдены следы неизвестной крепости. По итогам творческой встречи «Каменные стражи» был
создан макет крепости совместно с воспитанниками кружка «Керамика». Данный макет используется в
одной из игр по теме «Каменные стражи». Это очередной раз иллюстрирует цикличность и бесконечность
музейного воспитательного процесса.
Подобные подготовительные этапы были проведены во всех музеях – площадках сетевых партнеров.
В основе подготовки актива школьного музея лежит подготовка юных экскурсоводов школьных му-
зеев. Результаты этой работы школьники могут представить на районном и городском одноименном кон-
курсе, а полученные знания ведения экскурсионной программы применить в социальной творческой дея-
тельности — ведении части своего экскурсионного маршрута большой районной программы.
2. Экскурсионные программы «Невская битва 1240 г.» и «Оборонительное кольцо Северо-Запада
Руси», творческая встреча «Крепости Северо-Запада Руси», которые вовлекли воспитанников детских
объединений учреждения и школьников района.
3. Параллельно шел образовательный процесс у педагогов, которые были приглашены на конферен-
цию «Ратная слава Невского края» в рамках Региональных Рождественских чтений. Чтения объединили как
археологов, историков, краеведов, так и широкую общественность Колпино и Санкт-Петербурга и были
посвящены 775-летию Невской битвы. Ежегодно подобная конференция проводится на базе музея «Князь
Александр Невский» (Рыбацкое), а на базе музея «История Ижорской земли и города Колпино» каждый
месяц проводятся встречи с краеведами, этнографами, историками, географами по теме программы.
4. Так постепенно сложилось музейное сообщество Колпинского района «Содружество», которое
объединило заведующих школьных музеев, музейные активы, краеведов. Эта работа легла в основу иссле-
довательского проекта инновационной площадки «Современный школьный музей» программы развития
образования Колпинского района.
Наряду с музейными занятиями, программа дала возможность создать систему взаимоотношений
музея и школы через Районную историческую, музейно-краеведческую программу «Александр Невский.
В глубь веков», наполняющую учебно-воспитательный процесс историческим, художественным и цен-
ностным осмыслением истории и реальности. Участники программы — активы школьных музеев, школь-
ные команды — должны были посетить музеи, связанные с именем Александра Невского и событиями его
эпохи.
181
Мероприятия программы
Мероприятия программы/ срок Форма проведения Место поведения
1 Старт программы приурочен к
12 сентября
в память Перенесения мощей святого
благоверного князя
Александра Невского.
Вводное игровое музейное занятие
«Человек — легенда»
музей ДТДиМ «История
Ижорской земли и города
Колпино»
2 Дню памяти Александра Невского
6 декабря
«Санкт-Петербург и его окрестности.
Из истории Ижорской земли»
Творческая встреча с руководителем
экскурсионной программы Сороки-
ным П. Е., старшим научным со-
трудником Отдела славяно-финской
археологии ИИМК РАН, кандидатом
исторических наук, действительным
членгом Русского географического
общества, автором книги «Санкт- Пе-
тербург и его окрестности. Из истории
Ижорской земли»
музей ДТДиМ «История
Ижорской земли и города
Колпино»
Презентация программы
Дню памяти Александра Невского
6 декабря
«С именем Александр Невский»
Ежегодная презентация программы с
участием представителей социальных
партнеров
музей ДТДиМ «История
Ижорской земли и города
Колпино»
Декабрь-апрель
Самостоятельная работа команд-
участниц на маршруте
Выполнение заданий маршрутного
дневника (коллективные творческие,
поисковые, исследовательские)
Школьные музеи
(технология «дети-детям»)
3 «Детство и юность князя Александра
Ярославовича»
Музейное занятие музей школы № 400
им. Александра Невского
Колпинского района СПб.
4
Образ А. Невского в иконописи
Презентация исследовательских работ
на тему, игра на основе музейной экс-
позиции
музей «Страницы истории
Ижорской земли» школы
№ 621
5 «Благоверный князь Александр
Невский»
Образовательное путешествие Александро-Невская Лавра,
Эрмитаж по желанию группы
6 18 апреля
К годовщине Ледового побоища
Викторина «Александр Невский и его
эпоха»
Музей
«Князь Александр Невский»
и образовательного центра
«Невский»
(директор Андриенко А. А.)
7 «Заповедная Усть-Ижора»
Экскурсия в музей-диораму «Невская
битва 1240»
Квест-игра,
образовательная экскурсия
Активы музеев школ № 451,
№ 621, социальный партнер
музей п. Усть-Ижора
8 «Старая Ладога — первая столица
Руси», «Ивангород: крепость и
промышленный город баронов
Штиглицев», «Верный страж
Новгородской земли» (Копорье),
«Древняя крепость Ям» (Кингисепп),
«День рождения крепости Орешек».
Путешествия
выходного дня
Совместно с родителями
Продолжением темы защиты Ижорских земель и Невского края явился тематический блок «Крепо-
сти Северо-Запада», который включил музейные занятия, семинар с презентацией экспедиционных иссле-
дований отдела туризма и краеведения «Смородинка- 2015». Продолжением семинара стала мастерская по
изготовлению макета найденной крепости.
В продолжение программы была разработана краеведческая квест-игра «Каменные стражи».
Проектная форма позволила включить в экскурсионную деятельность родителей, с которыми были
организованы поездки выходного дня в крепости и места ратной славы Невского края.
В поле информального общения музея ДТДиМ встретились увлеченные дети и специалисты: исто-
рики, краеведы, педагоги, научные сотрудники, общественные деятели — социальные партнёры проекта.
Экскурсионная тема «Александр Невский, его личность, его эпоха» объединила многих социальных пар-
тнеров. Научным руководителем экскурсионной программы являлся Сорокин Петр Егорович, старший
182
научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, кандидат исторических наук, дей-
ствительный член Русского географического общества, автор книги «Санкт-Петербург и его окрестности.
Из истории Ижорской земли», наш земляк — житель посёлка Усть-Ижора Колпинского района. Интерес-
нейшие материалы деятельности социального партнера Ижорского Регионального общественного Фонда
Молодежных и Военно-исторических программ «КАЧУР» представил президент фонда, кандидат техни-
ческих наук, Селезнев Александр Александрович. Материалы вошли в экскурсионную часть программы
«Заповедная Усть-Ижора». Конечно же, интереснейшим местом в нашем районе является Музей-диорама
«Невская битва 1240». В рамках межмузейной программы музей-диорама — очень важный элемент визу-
ализации Невской битвы, которым мы воспользовались по договоренности с нашими партнерами.
Завершением экскурсионной программы стало посещение Александро-Невской Лавры, где находят-
ся мощи благоверного князя. Если экскурсионную программу каждая команда планировала самостоятель-
но, то поездка в Лавру — стала совместным выездом участников программы, которые посетили обзорную
экскурсию, и имели возможность поклониться нетленным мощам защитника и покровителя Невского
края — святого благоверного князя Александра Невского. Серебряная рака святого, изготовленная по за-
казу императрицы Елизаветы Петровны, находится в Эрмитаже, который стал последним пунктом в экс-
курсионной программе, связанной с именем Александра Невского.
Итогом экскурсионной программы стала квест-игра, проведенная на базе частного музея «Князь
Александр Невский» и образовательного центра «Невский», который является нашим социальным пар-
тнером. Таким образом, выстроилась система взаимодействия всех участников проекта, куда активно, с
помощью открытых мероприятий: праздников, концертов и конференций, экскурсий — вовлекаются и
родители. Проект дал возможность создать систему взаимоотношений музея и школы через районную
историческую, музейно-краеведческую программу «Александр Невский. В глубь веков», наполняющей
учебно-воспитательный процесс историческим, художественным и ценностным осмыслением истории и
реальности.

М. П. Смагина, методист, заведующий музеем
«Истории Ижорской земли и города Колпино» ГБУДО ДТДиМ
Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Педагог дополнительного образования ГБУДО ДТДиМ В.А.Алексеева, заведующий музеем ГБОУ школы № 467 «220-й отдельной танковой Гатчинско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова II степени отдельной танковой бригады», руководитель детских краеведческих объединений «Юный исследователь» и «Юный экскурсовод»- ПОБЕДИТЕЛЬ Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодежью- 2020.

Определены ПОБЕДИТЕЛИ Всероссийского конкурса краеведов, работающих с молодежью- 2020.

Победителем стал педагог дополнительного образования ГБУДО ДТДиМ, заведующий музеем ГБОУ школы № 467 «220-й отдельной танковой Гатчинско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова II степени отдельной танковой бригады», руководитель детских краеведческих объединений «Юный исследователь» и «Юный экскурсовод»

 Валентина Алексеевна Алексеева!

 ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Валентина Алексеевна работает в рамках сетевого взаимодействия Дворца творчества и ГБОУ школой №467 Колпинского района, что позволяет наиболее эффективно вести работу по подготовке юных экскурсоводов и юных исследователей по дополнительным образовательным программам ДТДиМ.

https://drive.google.com/file/d/1wlWMEzODqShAxvGknGQVzyH4azHc2ugp/view

https://historyrussia.org/proekty/konkurs-kraevedov-rabotayushchikh-s-molodezhyu-2020.html

В конкурсе принимало участие более 700 участников со всей страны, 128 финалистов. Петербурга За этой статистикой Конкурса краеведов, работающих с молодёжью, – огромная работа краеведческого сообщества со всей страны, представители которого каждый день зажигают сердца молодого поколения интересом к истории своей малой родины. Конкурс среди краеведов, работающих с молодёжью, организован Российским историческим обществом и фондом «История Отечества» при поддержке Фонда президентских грантов. Он направлен на поддержку краеведов, способствующих воспитанию и просвещению молодёжи, популяризации истории своей малой родины в молодёжной среде. К участию в конкурсе приглашались не только учителя школ и педагоги дополнительного образования, но и работники учреждений культуры, представители некоммерческого сектора. Предметом конкурсной оценки стали достижения конкурсантов в области патриотического воспитания и исторического просвещения молодёжи. Тематика конкурса в этом году – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин на заключительной конференции конкурса напомнил, что в недавно утвержденной Концепции преподавания учебного курса «История России», разработанной экспертами Российского исторического общества, закреплён принцип многоуровневого представления истории. Он предполагает, что параллельно с освоением основной образовательной программы учащийся должен получать сведения и об истории своего родного края, истории своей семьи. «Первостепенной задачей в этой связи становится гармонизация курсов региональной и отечественной истории, а также поддержка учителей и наставников, способных увлечь школьников своим предметом», – сказал Сергей Нарышкин.

В прошедшем учебном году, как и ранее, воспитанники Валентины Алексеевны- активные участники и неоднократные победители всех мероприятий городской комплексной программы «Наследники Великого города» Всероссийского проекта «Отечество», на высоком уровне представили Дворец творчества, свою 467 школу и Колпинский район на конференциях по краеведению городского и Всероссийского уровня: XVIII городская историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград», Всероссийский конкурс «Старт инноваций», Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Была война…». Воспитанники педагога в этом году уже восьмой раз становятся лауреатами фестиваля достижений молодёжи «Колпинская надежда»- 2020. В номинации «Образование» в этом году хрустальная статуэтка вручена ученику школы №467 Егору Зуеву.

Педагогом успешно практикуется интеграция исследований и творческих работ обучающихся, что позволяет более широкому включению юных краеведов в историко-патриотические фестивали такие как   Всероссийский конкурс презентаций  по нравственно-патриотическому  воспитанию «Защитники Отечества»,  IV историко-патриотический фестиваль «Сыны Отечества» и др.

Валентина Алексеевна ведет также большую методическую работу. Фактически является консультантом по составлению родословных в районе, консультирует колпинских школьников и их руководителей при подготовке к участию на городском этапе. В XXIX Городском конкурсе «Родословные петербургских школьников в истории России и города» из 10 победителей- 5 представители детских объединений ДТДиМ. Популяризируя военную историю края, Валентина Алексеевна принимает активное участие в разработке методических материалов по краеведению. Конкурсные материалы XVII Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско- краеведческой и экскурсионной работы с воспитанниками- районной межмузейной программы «Защита Колпинских рубежей», посвященной 75- летию Великой Победы, в прошедшем учебном году стала победителем в номинации методическое пособие.